«Пока не сделаешь — гулять не пойдешь», «Отключу интернет и заберу телефон», «Будешь все выходные сидеть за уроками!»
«Сделаешь ДЗ без скандала — куплю новую игру», «Пятерка за четверть — дадим денег».
«А вот Маша уже все сделала и гуляет», «Петя — отличник, а ты?», «Я в твои годы...»
Неправильная реакция: «Ну что тут непонятного? Опять ты...» или «Смотри, надо вот так» (и делаете сами).
Правильная реакция (коучинговый подход):
- «Расскажи, что ты уже попробовал сделать?»
- «Покажи, где именно возникла сложность? На каком шаге?»
- «А как ты думаешь, какой должен быть следующий шаг?»
- «Давай перечитаем задание вместе. Что от нас хотят в первую очередь?» Эти вопросы возвращают ребенку ответственность и заставляют его мозг искать решение, а не ждать готового ответа.
- Вместо: «Молодец, пятерка».
- Говорим: «Я вижу, как ты стараешься разобраться с этой сложной задачей, это круто!». «Классно, что ты сам нашел эту ошибку в коде!». «Ты потратил 40 минут, но не сдался — я тобой горжусь». Так мы формируем у ребенка «мышление роста», при котором трудности воспринимаются как вызов, а не как приговор.